Полезные статьи для дизайнеров

Современные методики конструирования одежды


Понятие конструирования одежды 
Конструирование одежды – это процесс разработки чертежа, который представляет собой развертку поверхности тела человека с учётом прибавок на свободу движений и модельные линии. 

Конструкция представляет собой чертёж, на котором наглядно изображено, как будут располагаться детали, какой будет силуэт, покрой и размеры будущего изделия. При создании чертежа должны учитываться не только производственные требования к пошиву одежды, но и эстетические параметры. От правильности снятых мерок или взятых стандартных измерений, если речь идёт о пошиве в промышленных масштабах, будет напрямую зависеть качество сшитого изделия. Также на результат будут влиять расчеты и выбранная методика конструирования одежды. 

Вынесем характеристики, которыми должна обладать верно смоделированная схема.
  1. Соответствовать идее дизайнера.
  2. Гарантировать комфортную носку.
  3. Учитывать особенности выбранных материалов. 
  4. Быть универсальной, т.е. подходить для повторного использования при создании похожих моделей. 
  5. Соответствовать всем технологическим тонкостям раскроя и сборки лекал. 

Эскиз – это то, с чего начинается создание любого изделия. Следующим этапом идёт конструирование. Для разработки чертежа нужно изучить рисунок, проанализировать пропорции и взять во внимание все детали. Затем снять мерки, если это будет вещь для конкретного человека, либо взять стандартные параметры для производства
Схема построения чертежа выглядит следующим образом:
  • Строится основа.
  • Обозначаются базовые линии.
  • Отрисовываются особенности конкретного изделия. 

Методы конструирования одежды 
Существует два основных метода конструирования одежды, в каждом из которых есть свои методики. В этой статье мы поговорим именно о них. 
Методы конструирования одежды делятся на: 
  • Приближённые
  • Инженерные. 
В приближённые, в свою очередь, входят две методики:
  • Муляжные.
  • Расчётно-графические. 

Муляжные методики 
Исторически первой техникой кроя, появившейся много веков назад, стала муляжная. Способ наколки тканей на фигуру человека или манекен до сих пор остаётся очень актуальным. Он заключается в том, что материал с помощью булавок прикрепляется к статичному торсу или манекену, создавая модельные линии. Таким образом, макетирование изделия происходит непосредственно на фигуре. 

Другие названия муляжной методики – макетная и методика наколки. 

Несмотря на то, что ей насчитывается не одно столетие, в современном конструировании дизайнеры активно используют эту систему. Её применяют для того, чтобы создать: 
  • изделие со сложным декором;
  • эксклюзивный наряд, сюда можно отнести одежду из категории «высокая мода»; - изделие для нестандартной фигуры;
  • наряды с корсетами;
  • исторические и народные костюмы. 

Эта методика не подходит для массового производства одежды, хотя у неё, конечно же, есть свои неоспоримые достоинства. Главные из них – возможность учесть все особенности фигуры и свойства ткани. 

Расчётно-графические методики
Эта система возникла в начале XIX столетия. Мастера, занимающиеся созданием одежды, перенесли свои знания и опыт в простые формулы. Это позволило использовать расчётные методики в массовом выпуске вещей в эпоху индустриализации XX в. 

Популярные расчётно-графические системы
«Дриттель» 
Методика кроя «Дриттель» была разработана лондонским закройщиком Мишелем в самом начале XIX века. В основе принципа лежала мерка обхвата груди. Мишель предложил разделить половину этой величины на 3 равные части, затем в каждой начертить прямоугольник, который превращался в детали. Прогрессивность идеи была в том, что появилась возможность повторять одинаковые изделия в разных размерах. 

Сетка «Дриттель» стала прототипом более поздней клеточной методики кроя. 

Французская методика 
Когда в Европе начали пользоваться метрической системой, в обиход вошли сантиметровые ленты. В тот же период во Франции была создана система построения чертежа, в основу которой легли горизонтальные обмеры. Данная система имела один существенный недостаток – она не учитывала особенности нестандартной фигуры. 

Немецкая методика «Muller and Sohn» 
Эта система была новаторской по сравнению с предыдущими, потому что впервые во внимание был взят тот факт, что фигура представляет собой сложный и объемный объект. Немецкий принцип раскроя, в основу которого легла тригонометрия, появился в 1840 году. Чертёж строился с помощью циркуля. 

Система работала по принципу разделения объемной фигуры на сегменты, которые легко измерялись. Полученные цифры позволяли использовать пропорциональные расчёты, чтобы конструировать одежду для разных фигур. 
Система «Мюллер и сын» до сих пор применяется во многих странах. 

Методика конструирования ЦНИИШП ЕМКО СЭВ 
С началом эпохи индустриализации появилась необходимость снабжать население большим количеством готовой продукции, а для этого нужно было сделать производство массовым. Поэтому пришлось пересмотреть методы конструирования одежды, заменить индивидуальные мерки стандартными. 

Появилась новая расчетная система, которая учитывала стандартные мерки и пропорции тела. 
В 1937 г. в Советском Союзе была разработана методика построения конструкций имени Короткова, которая использовалась в массовом производстве. В системе постоянно обновлялись данные обмеров населения, дающие наиболее точную картину зависимости между размерами и типологиями фигур. 

Это многолетняя систематизация позволила уже в 56-м году разработать типовой метод конструирования. Аббревиатура ЦНИИШП расшифровывается как Центральный научно- исследовательский институт швейной промышленности, а ЕМКО СЭВ – единый метод конструирования одежды участниц совета экономической взаимопомощи. Потому что в обмерках населения принимали участие дружественные страны. Массовые исследования помогли реализовать классическую методику построения выкроек, которая и получила название ЦНИИШП ЕМКО СЭВ. 

НИИ продолжал усовершенствовать систему, чтобы её можно было использовать для производства всех предметов гардероба. В новых рекомендациях всё больше учитывались прибавки на свободу движений. Позже они фиксировались в официальных документах. Рекомендации менялись в зависимости от вида одежда, особенностей ткани и швейного оборудования. 

Однако технологический процесс и смена модных трендов шли быстрее, чем успевали выпускаться эти документы. 

Всёэто относится к методам 1 класса, которые также называют приближёнными. Они используют дискретные измерения типовых фигур, стандартные прибавки и данные о разделении деталей и способов формообразования. В методы первого класса входят муляжный и расчётно-графические принципы конструирования одежды. 

Инженерные методы 
В основе методов 2 класса (или инженерных методов) лежат принципы геометрического построения разверток поверхности фигуры и последующего построения плоской схемы. 
К инженерным методам относятся: 
  • Методика триангуляции. Приём построения технической развертки заключается в том, что поверхность разбивается на большие треугольники. 
  • Методика секущих плоскостей. В этой технике используется начертательная геометрия и черчение. Каждая деталь фигуры приравнивается к развертывающейся геометрической поверхности, которую постепенно укладывают на плоскости. 
  • Методика геодезических линий. Сущность приёма состоит в том, что на поверхность фигуры наносится ряд линий с заданным шагом, которые позволяют смоделировать плоскостные развертки элементов. 
  • Методика расчета разверток оболочек с использованием вспомогательных линий развертывания. В основе построения лежит чебышевская сеть. За исходные принимаются геодезические линии, пересекающиеся под прямым углом. 

Современные методы проектирования 
«Muller & sohn» 
Немецкая методика, о которой мы уже писали в этой статье, по сей день широко применяется на практике. В современном варианте меньше мерок, а измерения заменены на расчёты, в основе которых лежат пропорциональные зависимости. 
Чёткие базовые основы позволяют применять методику не только для индивидуального, но и для промышленного производства. Минус заключается в массивности построения и невозможности вносить поправки для нестандартной фигуры непосредственно в чертежи. 

ЦОТШЛ (Центральная опытно-техническая швейная лаборатория) и ЕМКО СЭВ 
Последние десятилетия в России чаще всего используются отечественные системы разработки чертежей и выкроек. 
Они относятся к расчётно-графическим методикам, характерными чертами которых стали упрощённые формулы для базовых чертежей и минимальное количество замеров. 

ВДМТИ 
Эту систему разработал Всесоюзный Дом моделей. Российские дизайнеры тоже активно применяют её. Главное отличие от других техник заключается в том, что формулы расчётов чертежа учитывают свойства растяжимости ткани. 

Этапы трехмерного метода 
  • Сперва фигура сканируется и на основе антропологического исследования разрабатывается трехмерная модель. 
  • Затем разрабатываются плоские чертежи посредством разворачивания 3D моделей. 

Подведём итоги. Существуют различные техники конструирования. Некоторые из них перенесены в компьютерные программы, другие же остались в качестве традиционных ручных систем. К примеру, метод макетирования по сей день является основным при создании эксклюзивных нарядов. 

Очень часто специалистами применяются смешенные приёмы конструирования. Поэтому можно использовать как одну, так и несколько техник, чтобы получить идеальную конструкцию. 

У нашей школы есть своя авторская методика конструирования одежды. Вы можете познакомиться с ней как на курсе «Школа Модельеров», в котором вас ждёт полное погружение в профессию дизайнер одежды, так и на курсе «Конструирование и моделирование». 

Наша методика очень точная, удобная и универсальная. Научившись строить развертки по этой системе, вы сможете работать с фасонами любой сложности, любыми свойствами тканей и шить одежду на стандартные и нестандартные фигуры. 

Также на курсе «Конструирование и моделирование» вы научитесь строить лекала, которые будут иметь идеальную посадку, разбираться в типах осанки и особенностях фигур, а также моделировать одежду с учётом всех возможных нюансов.