Конструирование одежды – это процесс разработки чертежа, который представляет собой развертку поверхности тела человека с учётом прибавок на свободу движений и модельные линии.
Конструкция представляет собой чертёж, на котором наглядно изображено, как будут располагаться детали, какой будет силуэт, покрой и размеры будущего изделия. При создании чертежа должны учитываться не только производственные требования к пошиву одежды, но и эстетические параметры. От правильности снятых мерок или взятых стандартных измерений, если речь идёт о пошиве в промышленных масштабах, будет напрямую зависеть качество сшитого изделия. Также на результат будут влиять расчеты и выбранная методика конструирования одежды.
Вынесем характеристики, которыми должна обладать верно смоделированная схема.
- Соответствовать идее дизайнера.
- Гарантировать комфортную носку.
- Учитывать особенности выбранных материалов.
- Быть универсальной, т.е. подходить для повторного использования при создании похожих моделей.
- Соответствовать всем технологическим тонкостям раскроя и сборки лекал.
Эскиз – это то, с чего начинается создание любого изделия. Следующим этапом идёт конструирование. Для разработки чертежа нужно изучить рисунок, проанализировать пропорции и взять во внимание все детали. Затем снять мерки, если это будет вещь для конкретного человека, либо взять стандартные параметры для производства
Схема построения чертежа выглядит следующим образом:
- Строится основа.
- Обозначаются базовые линии.
- Отрисовываются особенности конкретного изделия.
Методы конструирования одежды
Существует два основных метода конструирования одежды, в каждом из которых есть свои методики. В этой статье мы поговорим именно о них.
Методы конструирования одежды делятся на:
- Приближённые
- Инженерные.
- Муляжные.
- Расчётно-графические.
Муляжные методики
Исторически первой техникой кроя, появившейся много веков назад, стала муляжная. Способ наколки тканей на фигуру человека или манекен до сих пор остаётся очень актуальным. Он заключается в том, что материал с помощью булавок прикрепляется к статичному торсу или манекену, создавая модельные линии. Таким образом, макетирование изделия происходит непосредственно на фигуре.
Другие названия муляжной методики – макетная и методика наколки.
Несмотря на то, что ей насчитывается не одно столетие, в современном конструировании дизайнеры активно используют эту систему. Её применяют для того, чтобы создать:
- изделие со сложным декором;
- эксклюзивный наряд, сюда можно отнести одежду из категории «высокая мода»; - изделие для нестандартной фигуры;
- наряды с корсетами;
- исторические и народные костюмы.
Эта методика не подходит для массового производства одежды, хотя у неё, конечно же, есть свои неоспоримые достоинства. Главные из них – возможность учесть все особенности фигуры и свойства ткани.
Расчётно-графические методики
Эта система возникла в начале XIX столетия. Мастера, занимающиеся созданием одежды, перенесли свои знания и опыт в простые формулы. Это позволило использовать расчётные методики в массовом выпуске вещей в эпоху индустриализации XX в.
Популярные расчётно-графические системы
«Дриттель»
Методика кроя «Дриттель» была разработана лондонским закройщиком Мишелем в самом начале XIX века. В основе принципа лежала мерка обхвата груди. Мишель предложил разделить половину этой величины на 3 равные части, затем в каждой начертить прямоугольник, который превращался в детали. Прогрессивность идеи была в том, что появилась возможность повторять одинаковые изделия в разных размерах.
Сетка «Дриттель» стала прототипом более поздней клеточной методики кроя.
Французская методика
Когда в Европе начали пользоваться метрической системой, в обиход вошли сантиметровые ленты. В тот же период во Франции была создана система построения чертежа, в основу которой легли горизонтальные обмеры. Данная система имела один существенный недостаток – она не учитывала особенности нестандартной фигуры.
Немецкая методика «Muller and Sohn»
Эта система была новаторской по сравнению с предыдущими, потому что впервые во внимание был взят тот факт, что фигура представляет собой сложный и объемный объект. Немецкий принцип раскроя, в основу которого легла тригонометрия, появился в 1840 году. Чертёж строился с помощью циркуля.
Система работала по принципу разделения объемной фигуры на сегменты, которые легко измерялись. Полученные цифры позволяли использовать пропорциональные расчёты, чтобы конструировать одежду для разных фигур.
Система «Мюллер и сын» до сих пор применяется во многих странах.
Методика конструирования ЦНИИШП ЕМКО СЭВ
С началом эпохи индустриализации появилась необходимость снабжать население большим количеством готовой продукции, а для этого нужно было сделать производство массовым. Поэтому пришлось пересмотреть методы конструирования одежды, заменить индивидуальные мерки стандартными.
Появилась новая расчетная система, которая учитывала стандартные мерки и пропорции тела.
В 1937 г. в Советском Союзе была разработана методика построения конструкций имени Короткова, которая использовалась в массовом производстве. В системе постоянно обновлялись данные обмеров населения, дающие наиболее точную картину зависимости между размерами и типологиями фигур.
Это многолетняя систематизация позволила уже в 56-м году разработать типовой метод конструирования. Аббревиатура ЦНИИШП расшифровывается как Центральный научно- исследовательский институт швейной промышленности, а ЕМКО СЭВ – единый метод конструирования одежды участниц совета экономической взаимопомощи. Потому что в обмерках населения принимали участие дружественные страны. Массовые исследования помогли реализовать классическую методику построения выкроек, которая и получила название ЦНИИШП ЕМКО СЭВ.
НИИ продолжал усовершенствовать систему, чтобы её можно было использовать для производства всех предметов гардероба. В новых рекомендациях всё больше учитывались прибавки на свободу движений. Позже они фиксировались в официальных документах. Рекомендации менялись в зависимости от вида одежда, особенностей ткани и швейного оборудования.
Однако технологический процесс и смена модных трендов шли быстрее, чем успевали выпускаться эти документы.
Всёэто относится к методам 1 класса, которые также называют приближёнными. Они используют дискретные измерения типовых фигур, стандартные прибавки и данные о разделении деталей и способов формообразования. В методы первого класса входят муляжный и расчётно-графические принципы конструирования одежды.
Инженерные методы
В основе методов 2 класса (или инженерных методов) лежат принципы геометрического построения разверток поверхности фигуры и последующего построения плоской схемы.
К инженерным методам относятся:
- Методика триангуляции. Приём построения технической развертки заключается в том, что поверхность разбивается на большие треугольники.
- Методика секущих плоскостей. В этой технике используется начертательная геометрия и черчение. Каждая деталь фигуры приравнивается к развертывающейся геометрической поверхности, которую постепенно укладывают на плоскости.
- Методика геодезических линий. Сущность приёма состоит в том, что на поверхность фигуры наносится ряд линий с заданным шагом, которые позволяют смоделировать плоскостные развертки элементов.
- Методика расчета разверток оболочек с использованием вспомогательных линий развертывания. В основе построения лежит чебышевская сеть. За исходные принимаются геодезические линии, пересекающиеся под прямым углом.
Современные методы проектирования
«Muller & sohn»
Немецкая методика, о которой мы уже писали в этой статье, по сей день широко применяется на практике. В современном варианте меньше мерок, а измерения заменены на расчёты, в основе которых лежат пропорциональные зависимости.
Чёткие базовые основы позволяют применять методику не только для индивидуального, но и для промышленного производства. Минус заключается в массивности построения и невозможности вносить поправки для нестандартной фигуры непосредственно в чертежи.
ЦОТШЛ (Центральная опытно-техническая швейная лаборатория) и ЕМКО СЭВ
Последние десятилетия в России чаще всего используются отечественные системы разработки чертежей и выкроек.
Они относятся к расчётно-графическим методикам, характерными чертами которых стали упрощённые формулы для базовых чертежей и минимальное количество замеров.
ВДМТИ
Эту систему разработал Всесоюзный Дом моделей. Российские дизайнеры тоже активно применяют её. Главное отличие от других техник заключается в том, что формулы расчётов чертежа учитывают свойства растяжимости ткани.
Этапы трехмерного метода
- Сперва фигура сканируется и на основе антропологического исследования разрабатывается трехмерная модель.
- Затем разрабатываются плоские чертежи посредством разворачивания 3D моделей.
Подведём итоги. Существуют различные техники конструирования. Некоторые из них перенесены в компьютерные программы, другие же остались в качестве традиционных ручных систем. К примеру, метод макетирования по сей день является основным при создании эксклюзивных нарядов.
Очень часто специалистами применяются смешенные приёмы конструирования. Поэтому можно использовать как одну, так и несколько техник, чтобы получить идеальную конструкцию.
У нашей школы есть своя авторская методика конструирования одежды. Вы можете познакомиться с ней как на курсе «Школа Модельеров», в котором вас ждёт полное погружение в профессию дизайнер одежды, так и на курсе «Конструирование и моделирование».
Наша методика очень точная, удобная и универсальная. Научившись строить развертки по этой системе, вы сможете работать с фасонами любой сложности, любыми свойствами тканей и шить одежду на стандартные и нестандартные фигуры.
Также на курсе «Конструирование и моделирование» вы научитесь строить лекала, которые будут иметь идеальную посадку, разбираться в типах осанки и особенностях фигур, а также моделировать одежду с учётом всех возможных нюансов.